Направления работы

   Управление образования администрации   муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский"

Яндекс.Метрика

Направления работы

 

Формирование здоровьесбережения учащихся

   Задача школы состоит не в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Формирование здорового образа жизни – одно из важнейших направлений в решении проблемы оздоровления нации. В рамках Концепции модернизации российского образования одной из главных задач является укрепление физического и психического здоровья детей. Проблема остается актуальной как для педагогов, так и родителей, так как индекс здоровья остается невысоким, немало детей подвержено употреблению психотропных веществ, низка двигательная активность учащихся, особенно старшеклассников, достаточно много детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и т. д., которые приобретаются или закрепляются в образовательных учреждениях.

 

         Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Задача школы состоит не в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни. Это возможно тогда, когда забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе.

 

Реализация данного направления предусматривает решение следующих задач:

  • Развитие сотрудничества между образовательными учреждениями, администрациями сельских поселений, учреждениями здравоохранения, общественными объединениями и другими ведомствами в организации спортивной и оздоровительной деятельности.

  • Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ, табакокурения, алкоголя.

  • Формирование у воспитанников и обучающихся ответственного отношения к себе и к собственному здоровью.

  • Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

  • Развитие здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.

  • Разработка системы оздоровительных, профилактических  мероприятий, направленных на предупреждение развития «школьных» болезней.

Патриотическое воспитание

      Сегодня одним из самых приоритетных направлений патриотического воспитания в Республике Коми является воспитание у детей и молодежи чувства «малой Родины», развитие и укрепление национально-региональных особенностей. Немаловажное значение здесь имеет сохранение и развитие коми языка как государственного языка Республики Коми. 

      Составной частью общего воспитательного процесса является патриотическое воспитание, которое ориентировано на повышение общественного статуса в учреждениях образования. Нормативно-правовой базой для осуществления патриотического воспитания в районе являются:

  • Конституция РФ;

  • ФЗ РФ «Об образовании»;

  • ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»;

  • ФЗ РФ «О днях воинской Славы (победных днях России);

  • государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»;

 Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности. Процесс воспитания личности начинается в семье, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях, культурно-просветительских, учреждениях дополнительного образования, общественных организациях. 

 

Важнейшей составляющей в этой системе является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая при активном участии общественных детских и молодежных объединений.

 

Основной целью Программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы» является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан патриотического сознания, верности отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Совершенствование процесса патриотического воспитания предусматривает определение приоритетных направлений работы на современном этапе.

 

Сегодня одним из самых приоритетных направлений патриотического воспитания в Республике Коми является воспитание у детей и молодежи чувства «малой Родины», развитие и укрепление национально-региональных особенностей. Немаловажное значение здесь имеет сохранение и развитие коми языка как государственного языка Республики Коми.

 

В республиканской программе «Сохранение и развитие государственных языков РК на 2005 – 2009 годы» ясно обозначена проблема ассимиляции коми языка и культуры, в связи с ситуацией численного меньшинства, в котором оказался коми народ на территории республики. Поэтому необходимо создать условия для сохранения коми языка как государственного языка РК, формирование бережного отношения к языковым и культурным традициям, воспитание сознательного отношения к коми языку и коми традициям как национально-культурным ценностям.

 

 Таким образом, совершенствование созданной в Сыктывдинском районе системы патриотического воспитания требует решения следующих задач:

Совершенствование нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов патриотического воспитания, определение роли, задач и функций каждого органа с учетом их специфики.

Проведение комплекса мероприятий военно-патриотической работы по формированию и развитию социально значимых ценностей,  гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения образовательных учреждений района, организуемых и осуществляемых районными государственными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации.

  • Повышение значения национально-региональных особенностей в системе патриотического воспитания детей и подростков в Сыктывдинском районе.

  • Использование национальных культурных традиций народа Коми, сохранение исторической памяти и современного опыта в области патриотического воспитания.

  • Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения посредством внедрения в образовательный процесс активных форм туристско-краеведческой работы.

  • Обобщение и распространение передового опыта в области патриотического воспитания детей и подростков.

  • Осуществление аналитической деятельности, направленной на контроль и оценку полученных результатов, постановку новых задач, требующих решения.  

  • Привлечение общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи через взаимодействие с негосударственными и общественными организациями.

  • Обновление содержания работы в образовательных учреждениях по совершенствованию патриотического воспитания.   

  • Развитие сети школьных музеев и экспозиций музейного типа в образовательных учреждениях.

  • Расширение сети клубов патриотической направленности.

Профилактика преступлений и правонарушений

        Целью профилактической работы по устранению негативных явлений среди несовершеннолетних в Сыктывдинском районе является снижение социальной напряженности в обществе, ликвидация наиболее острых очагов социального неблагополучия в виде детской безнадзорности и преступности.
В целях освещения итогов проведения совместных межведомственных профилактических операций, рейдов по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних и молодёжи отделом образования ежегодно организуются образовательные семинары по темам: «О состоянии преступности среди несовершеннолетних образовательных учреждений района по итогам 2008г. и мерах по её предупреждению», «О профилактике негативных тенденций среди несовершеннолетних в ОУ района». Семинары проходят совместно с представителями, входящими в систему профилактической работы района и за его пределами. Инспектора ГПДН ОВД ежегодно доводят до сведения заместителей директора по ВР, социальных педагогов, педагогов-организаторов анализ состояния преступности среди учащихся учебных заведений на территории Сыктывдинского района; представители КпДН администрации – информацию о комплексных профилактических межведомственных операциях, организованных в районе, о совместных мероприятиях с обучающимися и педагогами; инспектор по пропаганде ГИБДД - анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей, количество составленных карточек по нарушению ПДД учащимися Сыктывдинского района, результаты профилактических мероприятий «Внимание – дети», «Каникулы».

         Наибольшее внимание в организации воспитательной работы следует уделить профилактике преступлений и правонарушений, употреблению ПАВ среди несовершеннолетних. Нормативно-правовая документация по данному направлению основывается на:

  • ФЗ № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • ФЗ № 3 от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Целью профилактической работы по устранению негативных явлений среди несовершеннолетних в Сыктывдинском районе является снижение социальной напряженности в обществе, ликвидация наиболее острых очагов социального неблагополучия в виде детской безнадзорности и преступности.

            Для реализации данной цели были поставлены и решаются следующие задачи:

  • обеспечение комплексного подхода к проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждениями профилактики;
  • кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • укрепление взаимодействия семьи, образовательных и реабилитационных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений детей;
  • осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию интересов детей, их полезной деятельности во внеурочное время.

         Особая роль в профилактике преступлений, правонарушений, употребления ПАВ принадлежит образовательным учреждениям. В них идет поиск форм и методов работы для организации интересного и содержательного досуга детей как альтернативы девиантных форм времяпрепровождения. На сегодняшний день проблемой в образовательных учреждениях является то, что антинаркотическая работа сводится к более или менее регулярным, но недостаточно эффективным мероприятиям. Поэтому в школах необходимо внедрение превентивных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ, а это, в свою очередь, требует обучения педагогов или привлечения специалистов из этой области. Воспитание успешно, когда оно системно. Поэтому важен переход образовательных учреждений от составления планов воспитательной работы к созданию программ, проектов, включающих задачи, направленные на сокращение девиантности и повышения занятости детей и подростков, нахождения новых механизмов работы по профилактике.

Таким образом, для полноценной реализации профилактической работы среди несовершеннолетних требуется решение следующих задач:

  • Создание программ, либо проектов развития воспитания в образовательных учреждениях, включающих задачи, направленные на сокращение девиантности и повышение занятости детей и подростков; организацию полноценного досуга детей; развитие определенных качеств, навыков, умений учащихся.
  • Усиление деятельности по вовлечению в учреждения дополнительного образования детей и подростков из семей, находящихся в социально-опасном положении и «группы риска» и «трудных» подростков.
  • Выявление потребностей подростков, их участие в планировании воспитательной деятельности.
  • Овладение педагогами знаний о новых, нетрадиционных формах взаимодействия с семьей по организации свободного времени учащихся.
  • Привлечение в учреждения всех типов квалифицированных специалистов: психологов, социальных педагогов и др.
  • Внедрение в образовательные учреждения здоровьесберегающих технологий.
  • Создание эффективной комплексной системы мер по снижению роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота среди несовершеннолетних.

 Основные направления и содержание деятельности по межведомственному взаимодействию:

1.Организационно-правовые меры:

- Совершенствование нормативно-правовой базы в области профилактики наркомании (выявление, учет, реабилитация больных наркоманией);

- Обеспечение контроля за реализацией законодательства в части ограничения и запрещения пропаганды и рекламы наркотических средств, психотропных препаратов, алкогольных напитков и табачных изделий.

 2.Социально организованные профилактические мероприятия:

- Обмен методической информацией и материалами по антинаркотической тематике.

- Совершенствование научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования, здравоохранения, и социальной сферы по формированию у несовершеннолетних ориентиров за здоровый образ жизни и неприятие ПАВ.

 

Сохранение коми языка как основы духовной и материальной культуры коми народа.

        Современная этнолингвистическая ситуация в Республике Коми складывается под воздействием ряда факторов, важнейшим из которых является многонациональный состав населения республики. Ситуация численного меньшинства, в котором оказался коми народ на территории республики, неизбежно несёт в себе опасную тенденцию ассимиляции коми языка и культуры.

          28 мая 1992 года был принят Закон Республики Коми «О государственных языках РК», стратегической целью которого было не только приостановление процесса ослабления позиций коми языка, но и через придание ему статуса государственного языка обеспечение гарантии его сохранения и развития. В Республике Коми, как единственной и  исконной территории обитания и компактного проживания коми народа, коми язык является объектом особой заботы государства и находится под его защитой.

       Несмотря на провозглашение равноправного статуса коми и русского языков как государственных, на практике сферы и объём функционирования коми языка остаются ограниченными. Современная этнолингвистическая ситуация в Республике Коми складывается под воздействием ряда факторов, важнейшим из которых является многонациональный состав населения республики. Ситуация численного меньшинства, в котором оказался коми народ на территории республики, неизбежно несёт в себе опасную тенденцию ассимиляции коми языка и культуры.

      Вышеизложенное свидетельствует о необходимости сохранения языковых и культурных традиций коми народа в образовательных учреждениях Сыктывдинского района.

      Таким образом, целью реализации данного направления является сохранение коми языка как основы духовной и материальной культуры коми народа.

      Данное направление направлено на решение следующих задач:

  • создание условий для дальнейшего сохранения и развития интереса к коми языку как государственному языку Республики Коми;

  • формирование бережного отношения к языковым традициям;

  • воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности.

              В развитие этих задач в Концепции сделан особый акцент на мероприятия, способствующие формированию позитивного отношения к коми языку, повышению общего уровня речевой культуры и межъязыковой толерантности учащихся и воспитанников образовательных учреждений Сыктывдинского района.

 

Предпрофильное воспитание

        Для удовлетворения потребностей учащихся с учетом рынка труда в условиях сельского района необходимо разрабатывать муниципальную сеть профильного обучения на базе крупных школ, создавая ресурсные центры.

Современная подготовка учащихся к сознательному самоопределению необходима, так как рыночная экономика предъявляет к специалистам конкретные требования. Учащиеся должны четко представлять, что подразумевает та или иная специальность, как востребована экономикой страны и региона выбранная им специальность, есть ли необходимость поступать в высшее учебное заведение и на какой факультет или достаточно закончить ПТУ, среднетехнические и среднеспециальные заведения.

Сегодня в ряде школ предпрофильную подготовку сводят лишь к профессиональной информации, что во многом снижает эффективность всей системы обучения и воспитания. Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.  Главным условием эффективности данной работы является формирование личностной готовности школьника к выбору (формирование профессионального интереса, профессионального намерения, профессиональной направленности, профессионального призвания).

        Профессиональное самоопределение, как процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии (профиля обучения) должно планироваться и осуществляться в несколько этапов, в рамках которых решаются определенные задачи.        

Для удовлетворения  потребностей учащихся с учетом рынка труда в условиях сельского района необходимо разрабатывать муниципальную сеть профильного обучения на базе крупных школ, создавая ресурсные центры. Предпрофильное обучение, углубленное изучение отдельных предметов, кружки, факультативы в основном звене дают возможность для осознанного выбора  профиля, поступления в ВУЗы, СУЗы и успешной адаптации в обществе.

       Целью данного направления является создание условий для внедрения нового базисного учебного плана, предусматривающего предпрофильную подготовку на ступени основного общего образования и профилизации на старшей ступени, расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.

Для решения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  • Создать банк данных по изучению спроса учащихся и рынку труда.

  • Разработать муниципальную сеть профильного обучения в районе.

  • Подготовить нормативно – правовую базу перехода на профилизацию.

  • Создать условия для организации предпрофильного обучения в 9 классе, апробацию различных вопросов портфолио, новой формы итоговой аттестации.

  • Обеспечить кадровые, финансовые, информационные материально - технические, организационно – методические условия для профилизации старшей школы в условиях сельского района.

Развитие лидерских качеств на основе самоуправления

      Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в расширении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

        В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления общеобразовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.

Развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что, как правило, в уставе общеобразовательного учреждения данное положение зафиксировано.

     Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в расширении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятия соответствующих решений.

        В настоящее время в практике общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление, в частности, должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществимого в образовательном учреждении. Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяет деятельность детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же образовательного учреждения.

        Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение. Именно на основе самоуправления возможно воспитание лидеров детских и молодежных объединений, лидеров ученического самоуправления, способных оказать позитивное влияние на жизненную и гражданскую позицию личности.  

Целями реализации данного направления являются:

  • воспитание лидеров с активной жизненной и гражданской  позицией, имеющих авторитет в молодёжной и подростковой среде;

  • создание системы взаимодействия и передачи опыта и лидерского мастерства между учащимися района.

Таким образом, работа по развитию лидерских качеств на основе самоуправления  требует решения следующих задач:

  • поиск, воспитание, подготовка лидеров детских, молодёжных организаций и органов самоуправления;

  • создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития;

  • координация работы органов ученического самоуправления с детскими и молодёжными общественными организациями;

  • обеспечение преемственности в работе органов ученического самоуправления, детских организаций;

  • обеспечение психолого-педагогической  поддержки и сотрудничества с лидерами и органами управления объединений.

Экологическое воспитание

     В нашем районе активно ведётся работа по экологическому воспитанию детей. В целях обеспечения преемственности экологическое образование ведется с дошкольного возраста по программам Николаевой «Юный эколог», Рыжовой «Наш дом – природа», Куцековой «Росинка», экологического раздела «Мы» программы «Детство».
    За последние 8 лет Сыктывдинский район является одним из самых активных участников республиканских экологических мероприятий. Ежегодно ОУ района занимают призовые места в различных республиканских экологических конкурсах. Активными участниками районных конкурсов среди школ являются Пажга сош, ВСШ №1, Слудка оош, Лэзым оош, среди детских садов – МДОУ №3, №7, №8, №10 с. Выльгорт, МДОУ с. Пажга, МДОУ №1 с.Зеленец, МДОУ №2 с.Зеленец. Постоянные участники республиканских экологических конкурсов – ВСШ №2, Слудка сош, Лэзым оош, Яснэг сош, Часово сош, ЦЭВД с.Пажга, ДЮЦ с.Зеленец, РЦВР с.Выльгорт, МДОУ №8 с. Выльгорт. Кроме республиканских конкурсов ОУ района принимают участие и во всероссийских конкурсах. Так, МОУ «Выльгортская сош №2» участвовала во всероссийском конкурсе Национальной Экологической Премии «ЭкоМир» в 2008 году. Педагоги МОУ «Выльгортская сош №2» (Лобанова Л.А., Косолапова Л.М.) заняли 2 место во Всероссийском заочном конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию. МОУДОД «Центр эстетического воспитания детей» с.Пажга участвовал в международном детском экологическом форуме «Зеленая планета-2008», стал победителем Всероссийского заочного конкурса детского творчества «Зеркало природы» (Мартынов Леонид). В 2009 году Мартынов Леонид, учащийся 9 класса МОУ «Лэзымская ООШ», участвовал в финале федерального (заочного) тура всероссийского конкурса «Моя малая родина».
     С 2007 года ежегодно учащиеся района поступают в очно-заочную экологическую школу при ГОУДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр»: 3 учащихся МОУ «Палевицкая сош» - в 2007-08 учебном году, в 2006-07 уч. году - 6 учащихся из МОУ «Выльгортская сош №2», МОУ «Пажгинская сош», МОУ «Яснэгская сош». Одаренные учащиеся по эколого-биологическому образованию получают премии различного уровня. Ежегодно при школах района открываются профильные лагеря с дневным пребыванием экологической направленности для учащихся 5-6 классов. В 2009 году возобновилось выделение путевок в национальный парк «Югыд ва» для учащихся - призеров районных и республиканских экологических конкурсов.

     Главным специалистом управления образования Катаевой А.А. были разработаны методические рекомендации, в которых представлены практические работы по экологии для учащихся 5-8 классов, которые могут быть проведены во время профильных детских площадок в летнее время, на кружках, а также могут быть использованы на уроках биологии, экологии.
     Эти работы ориентированы на естественный профиль. Они могут быть оформлены как исследовательские, с которыми учащиеся смогут участвовать на разных конференциях и конкурсах. Предложенные практические работы могут проводить и педагоги-неспециалисты.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»