Историческая справка

   Управление образования администрации   муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский"

Яндекс.Метрика

Историческая справка

 

При Сыктывдинском райисполкоме членам президиума вменялось в обязанности курировать разные отрасли, в том числе и образование. Этот же исполкомовец писал распоряжения по Народному образованию, в основном о назначении и увольнении кадров. 
Распоряжением от 20 марта 1932 года утверждены штаты и специалисты отдела. 
Обязанности работников РОНО вменялось инструктирование школ второй ступени, культурное обслуживание школ, политическое просвещение дошкольных учреждений спецпереселенческих поселков, инспектирование школ первой ступени. Чуть позже в 1933 году введена ставка дошкольного инспектора, затем статиста. На этот момент в районе существовало 62 школы с охватом 5323 ученика (кстати, Сыктывдин объединял 2 района – наш и Корткеросский). В основном это были начальные школы – 85%, а 15% - это неполные средние школы – семилетки, детских садов было всего 5 и то 2 из них в Нювчиме.

Методического кабинета тогда еще не было, поэтому помощь должны были оказывать руководители образцовых школ, что тоже закреплено соответствующими распоряжениями. Для координации методической работы создано методическое бюро из трех человек.
Кроме того, уже в те годы отдел организовывал районные слеты учителей и конференции. Учителей отправляли на курсы, организовывали консультпункты. В 30-40е годы главной задачей была ликвидация безграмотности поэтому много внимания работники РОНО уделяли организации ликпунктов, созданию новых школ, обучали и детей и взрослых. Причем в 80% школ обучение велось на коми языке. В 1935 году было решено приступить к реализации семилетнего всеобуча и организации средних школ. Первая средняя школа была открыта в Нювчиме в 1934-35 учебном году.
А 1938 году средняя школа открылась в Выльгорте. Всеобуч к 1936 году был выполнен на 90%. В сельских местностях открывались интернаты, общежития. Дети снабжались бесплатными учениками и письменными принадлежностями. А в ряде школ было организовано горячее питание.

Руководителей пунктов ликбеза строго наказывали за срыв планов охвата всеобучем.
В приказах объявлялись выговора и даже увольняли с работы руководителей, допустивших большой отсев. Самое пристальное внимание по все стране уделялось проблеме качества образования, так как был низок уровень успеваемости и большой отсев из школ. В нашем районе успеваемость составляла 79-82%. В 1935-1940 годах проведена первая аттестация учителей. Она имела двоякое значение. Во-первых, способствовало повышению качества образования, а во-вторых, выявила учителей, добивающихся высоких результатов. Благодаря жесткому контролю, аттестации, консультациям на базе образцовых школ успеваемость удалось поднять с 1935 до 1940 года до 90%. Именно в эти годы большое внимание стало уделяться повышению квалификации кадров заочной учебе, самообразованию. И если кто-то из учителей пропускал занятия, то к ним применялись соответствущие меры взыскания.
К 1940 году сложилась следующая картина: количество школ достигло 40, учителей 177 Детских садов было всего 7. Всеобуч выполнен на 103%. 1667 человек обучалось в ликпунктах. Не забывали и о воспитательной работе с учащимися во внеурочное время. Различные мероприятия проводили в основном в каникулы. В 1938 году в Выльгорте открылся пионерклуб.

В трудные военные годы жизнь в школах не затухла, хотя количество школ и учащихся в них резко снизилось. Остро стала проблема учительских кадров. Но тем не менее отдел образования поставил задачу полностью ликвидировать безграмотность, ввести всеобщее семилетнее образование. В каждой школе был введен общественно-полезный труд, уроки ручного труда. В эти годы открывались избы-читальни, детские дома, детские сады, библиотеки, дома культуры. Все эти учреждения находились в ведомстве отдела образования.

В связи с тем, что в районе появилось много эвакуированных детей, в Выльгорте появились польский детский сад, польский дет.дом и при ней польская школа, а в Часово обучались группы карело-финнов.
А еще начиная с 1942 года во все школы введены должности военруков. Основной их задачей стала физкультурно-военная подготовка учащихся начиная с 1 класса.

Ввиду отсутствия мужчин в годы войны эти должности в основном занимали учителя женщины. Количество детей с 5400 в 1941 году уменьшилось до 1400 в 1945. В 1941 году согласно указанию наркомпроса и института усовершенствования учителей создан педагогический кабинет, который в 1943 году переименован в методический кабинет. В военные года отдел образования осуществлял организацию и контроль не только за учебно-воспитательным процессом, но и сбором урожая, сдачей норм ГТО, организацией летних лагерей и детских площадок для дошкольников, деятельностью библиотек, изб-читален и домов культуры. В послевоенные годы началось строительство новых школ, дошкольных учреждений, в 1950-60 годы построено детских садов на 550 мест, школ на 910 мест. К 1950 году количество школ возросло до 56, а учащихся в них до 4300. Открылись школы в п. Птицефабрика, поселках Ясног, Поинга, Кемъяр, Новоипатово. В 70-е годы построена школа в Мандаче. Новые здания построены во многих населенных пунктах. Начался курс на политехнизацию школы, благодаря которой учащимся стали давать базы профессии – швей, трактористов, столяров, поваров, водителей. К 1957 году в школах было оборудовано 13 мастерских, 11 кабинетов ручного труда, 12 учебно-опытных участков.
Долгие годы в штате РОНО были только счетовод и статистик. В 1955 году открыта централизованная бухгалтерия.

Дата последнего обновления страницы 30.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»